OpenHardware концепция свободных устройств

В результате быдлопрогресса в обществе постепенно теряют уважение любители-самоучки, ковыряющиеся в своих компьютерах (пылесосах, стиралках, автомобилях) и придумывающие какие-нибудь новые хитровыебанные инженерные/программные ходы собственными руками ради собственного удовольствия и (или) самоутверждения, а зачастую и для резкого повышения полезности девайса. Их приравнивают к нищебродам, вынужденным заниматься тем же самым из-за отсутствия средств, постепенно отношение к продуктам прогресса становится все более и более потреблядским и общество скатывается в сраное говно.

Источник

Настоятельно перед прочтением рекомендую ознакомиться с источником цитаты. Там достаточно кратко изложена суть проблемы, с которой столкнулся массовый потребитель в результате технического прогресса. А именно: он больше не имеет возможности контролировать поведение и срок жизни того что он покупает.

Старение оборудования обеспечивается производителем. К примеру, возьмем те же смартфоны: производители устанавливают последнюю версию Android только на свежевышедшие флагманы, хотя аппарат предыдущего поколения, не успевая устареть морально, просто не получает от производителя обновления ПО годами.

Все это стало возможно благодаря тому, что современная техника, ввиду прогресса, почти потеряла возможность модификации пользователем из-за уменьшения элементной базы и увеличения степени интеграции до такой степени, что если производитель специально этого не предусмотрел, то «с паяльником» уже не полезешь.

В том что общество и массовый потребитель еще осознает проблему, стало понятно после недавнего проекта компании Motorola — Phoneblocks. Проектом заинтересовались сотни миллионов человек. Вкратце, проект предлагает сделать телефон модульным: то есть каждый отдельный элемент (процессор, память, батарея) можно будет заменить новым, по мере развития технологий, но не покупать новый телефон. Хотя я и отношусь с большим скептицизмом к проекту, так как в нем есть практически технически неосуществимые возможности, к тому же такой телефон будет больше, толще и тяжелее минимум в два раза, но это хоть какой-то сдвиг с мертвой точки полностью закрытого немодифицируемого железа.

В определенной мере радуют такие вещи как Open Sony SmartWatch.

Я же предлагаю пойти еще дальше: перенести концепцию Open Source на железо.

Что мы имеем в мире Open Source? ПО с открытым исходным кодом показывает значительную живучесть в условиях постоянно изменяющегося рынка, так как компания или индивидуал могут (не всегда легко, но тут не это главное) адаптировать существующее ПО под свои нужды. Вы просто скачиваете исходный код, что-то в нем изменяете и компилируете. На выходе у вас заточенное/исправленное/BolgenOS ПО.

С закрытым ПО так не получается: в случае если компания перестает его поддерживать оно всегда умирает через какой-то промежуток времени, так как даже при большом желании сделать что-то, у пользователя нет для этого никаких возможностей.

Ровно то же самое мы видим с техникой: даже при технической возможности добавить новые функции, пользователь сделать ничего не может, так как у него нет исходников прошивки микроконтроллера(ов), документации и схемы.

Так же, не для кого ни секрет, что часто закрытое железо и ПО в нем крайне низкого качества. Взять тот же недавний инцидент с компанией Toyota, когда Camry самопроизвольно разгонялись. Небольшая выдержка из анализа ПО:

это позорный образец проектирования и разработки ПО

Экспертиза выявила одиннадцать тысяч глобальных переменных. Код реализации firmware назван хорошо знакомым всем программистам словом «spaghetti». Анализ цикломатической сложности программы выдал 67 не пригодных для тестирования функций, а ключевая функция определения угла дроссельной заслонки в ходе этого анализа показала какую-то удивительную оценку, при которой не только тестирование, но и вообще какое-либо сопровождение программы невозможно.

Соблюдение отраслевого стандарта кодирования (для автомобильной промышленности такой есть, даже целое семейство, совокупно называемое MISRA) характеризуется выявленным числом его нарушений – их набралось 80 тысяч.

По ходу дела было выявлено, что в такой сложной системе полностью отсутствует учёт сбоев и ошибок.

отказоустойчивый код сопроцессора-монитора оказался зависимым от неназванной из принципов соблюдения промышленных секретов функции, выполняемой основным микроконтроллером, причём на эту одну функцию взвалили кучу всего – от преобразования угла педали в угол дроссельной заслонки до управления в режиме круиз-контроль и даже до диагностики

Источник

Вам уже страшно? Вдумайтесь в то что только Toyot’у вынудили показать исходники своей прошивки. И это автопроизводитель номер один в мире. А что с другими производителями? Вдруг у них ситуация еще хуже?

Как вам например потенциальная возможность удаленного открытия автомобиля, дистанционного отключения двигателя… с телефона по Bluetooth??? Все просто — уязвимый код автомагнитолы принимает специально сформированный пакет по Bluetooth, в итоге магнитола становится этаким «адаптером CAN» посылая команды на управляющую шину автомобиля, позволяя делать все что угодно. Если вы думаете что все это сказки — погуглите, такие случаи уже были. К тому же ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ возможность такого вида атаки существует в любом автомобиле, где есть штатная магнитола с Bluetooth.

Спросите, а какого черта магнитола «может» остановить двигатель? Да легко — ей же надо знать скорость автомобиля, чтобы блокировать управление, а для этого она подключена к шине управления CAN, где никакая авторизация, безопасность и шифрование не предусмотрены в принципе. Осталось только найти уязвимый код в магнитоле.

Итак, что же я предлагаю сделать, для того чтобы в один из дней мы не вернулись снова к ламповой технике:

  • Разработать современные стандарты для конструкторской документации. То есть необходимо описать, в каких форматах хранить файлы схем, плат, чертежи корпусов, файлы прошивок. Описать необходимые стандарты качества чертежей.
  • Четко составлять спецификации, описывать материалы корпусов
  • Описывать как собственно изготовить устройство, на каком заводе, в какой фирме (Makefile?)

Из «приятных дополнений» будет то, что каждый прибор будет стоить ровно столько, сколько стоят его компоненты отдельно.

Допустим, я — электронщик, придумал настольные часы с функцией синхронизации времени по GPS. Придумал схему, развел плату, написал простенькую прошивку. Начертил корпус, сделал сборочный чертеж. Часто от таких проектов на форуме остаются только файлы схемы и исходники прошивки. Почему-то платы народ не всегда выкладывает. А уж корпуса у всех разные, хотя в 2013 году заказать единичное изготовление корпуса в Китае или даже России не составляет никаких проблем.

А теперь возьмем обычного потребителя, которому зачем-то понадобились часы с GPS. Допустим, даже если я, разработчик, поставил производство на поток, покупателю может не понравится дизайн корпуса. Ну выглядят как-то дешево. А аналогов по функциям мое устройство не имеет. Что ему делать? Он берет мой проект и отправляет чертеж корпуса знакомому дизайнеру, который рисует ему невообразимой красоты корпус, идеально подходящий под его интерьер. Настольные часы превращаются настенные и получают золотое напыление. Готовый чертеж он добавляет в проект и отправляет проект в фирму, занимающуюся производством электроники (в Китае или России). Через некоторое время, он получает свои настенные часы, идеально подходящие к его интерьеру и имеющие все необходимые функции.

Как тут не упомянуть о модном умном доме?

Техническая возможность сделать дом умным появилась минимум 20 лет назад. А что мы имеем в продаже? Максимум — простейшие управляемые розетки.
Каждый производитель пытается изобрести свой протокол, свои устройства, естественно все несовместимы с друг другом, каждое новое поколение так же несовместимо с новым, а в итоге все все равно включают свет выключателем. Всем причиной — отсутствие единого, совместимого со всем стандарта.

При этом индивидуалы реализовывают достаточно сложные системы, определяющие количество человек в квартире по количеству зарегистрированных в Wi-Fi сети смартфонов, и изменяющих свое поведение в зависимости от многих внешних параметров. И все это делает, повторюсь, ОДИН человек! А теперь представьте что бы было, если бы этим занималось большое сообщество?

На этой позитивной ноте я закончу. Пишите свои мысли и идеи в комментариях.

0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes
  • Masha

    Мы живем в век когда в общем то нам все навязывают, кстати говоря один из явных примеров это автомобили. Как сначала мы плевались от дизайна того же Nissan Juke и как сейчас его обожает огромное количество быдла. А стал ли он красивее?! ПРИТЕРСЯ.
    Маркетинговые ходы очень хорошо работают, все притирается, ко всему привыкаем. Людям не хочется заморачиваться, а все потому что «ИМЕННО ЭТО МОДНО! Я ХОЧУ ЭТОТ АЙФОН, ПОТОМУ ЧТО МОДНО». Я немного отклонилась от темы поста, но в общем все из одной реки течет. А если мы начнем делать как лучше для НАС, для потребителей, корпорациям это очень не понравится.
    Резюмируя: хочешь сделать хорошо, сделай сам.